Анастасия Лоншакова – инициатор проведения творческой Лаборатории Кинотанца в Иркутском филиале ВГИК. В своем деле Настя – профессионал, имеет международный Диплом художника современного танца Академии культуры Латвии. Что такое кинотанец, и как будет проходить Творческая лаборатория она рассказала нам в интервью.

 

Настя, расскажи о своем детстве, и как рано ты начала танцевать?

 

Родилась в семье геофизиков в село Чара, где родители работали в Удоканской экспедиции. Там училась, в местной школе среди гор и рек. В 2001 году семья переехала в Иркутскую область в посёлок Большая Речка, где прошло все моё детство рядом с Ангарой и поездками к Байкалу. В 2005 году в поселок Большая речка приехала Лариса Эдуардовна Мякинина и открыла свой коллектив эстрадного танца «Шоу-балет Созвездие», где я впервые познакомилась с танцем и сценой. И я очень благодарна ей за ту любовь которую она привила нам к танцу, и возможность свободно творить свой танец. Я часто пробиралась незаметно в танцевальный зал, когда там никто не занимался, и танцевала все что хочу, импровизировала.


Почему делом своей жизни ты выбрала танец, и хореография не осталась просто увлечением?


Наверное не я выбрала танец, а он выбрал меня, когда я, еще школьницей встретилась с
Артёмом Валерьевичем Бизимовым, который на тот момент курировал экспериментальный курс с уклоном в современный танец в Иркутском региональном колледже педагогического образования. Я стала учиться на специальность педагог дополнительного образования в области хореографии. Благодаря колледжу я узнала, что значит настоящий балет, и как это, стоять у станка по выворотной позиции, что джаз не только играют, а ещё и танцуют.

Тут я впервые столкнулась с современным танцем. Это направление - contemporary dance. И это было что-то новое и неизведанное для меня, но я чувствовала что это моё, и что это настоящее искусство и выглядит очень круто!

 

 

Расскажи об этом направлении, чем оно отличается от классической хореографии?

 

Contemporary, в переводе с английского, означает современный. Под ним подразумевают направление возникшее в ХХ веке, где понимание танца порой выходит за рамки привычного видения танца. Сontemporary возник с потребностью выйти за рамки строгих линий балета, и как направление экспериментирующее с движением, поэтому, можно сказать, что в современном танце сочетаются все пластические приемы, накопленные человечеством.

Меня это направление увлекло свободой, неизведанностью В нем ты постоянно узнаёшь что-то новое о своём теле и его возможностях, придумываешь свои границы, ломаешь их, учишься чувствовать и прислушиваться к своему телу, говорить и выражаться через движение, читать других людей по движению. Меня однажды спросили - «что такое современный танец и почему я им занимаюсь?» я ответила - «не знаю, мне кажется, если бы я знала и могла вербально ответить о том, что это такое, то я бы им и не занималась».
При колледже танцевала в театре танца Артема Бизимова «Дело N», с этого театра началось мое путешествие в современный танец. И там же я узнала о таком направлении как кино-танец, потому что Артём на тот момент экспериментировал с видео и включал видео инсталляции в некоторые свои спектакли.

 

Настя, так что же такое кинотанец?

 

Тут я хочу процитировать свою коллегу, кино-режиссёра Дину Верютину: «Кинотанец - это прекрасный вид искусства, о котором никто ничего не знает». Но в целом, кинотанец - это соединение языка кино и языка танца, соединение двух великих искусств в одном фильме. В танце идея передается через выразительное пластическое движение, в кино основными средствами выразительности являются планы, ракурсы, композиция кадра и монтаж. И нам остается только все это соединить в одном проекте.

Побывав на фестивале по кинотанцу в Литве, посетив по кинотанцу несколько мастер классов в академии культуры Латвии, я пришла к выводу, что кинотанец увлекает меня все больше и больше. Особенно когда я вижу работы в этом направлении, после которых душа поёт и рвётся танцевать, то просто хочется поделиться с другими людьми тем миром, который я открыла и узнала! И уже не знаю, как я дальше без кино-танца… Поэтому хочется находить больше людей, которые заинтересовались этим направлением, творить вместе с ними, создавать. Если я всю жизнь танцевала только на сцене, то кинотанец дал совсем другое пространство для танца, где можно осуществить самые сумасшедшие идеи, это пространство кино!

 

 

 

Популярно ли это направление в мире?

 

Да. В мире существует около 300 фестивалей, посвящённых кинотанцу. Во многих образовательных учреждениях кинотанцу уделяют особое внимание, недавно, например, в Лондоне в одном университете открылось отделение кинотанца, где обучают режиссёров-хореографов, то есть профессионалов именно в этом виде искусства.

 

 

Как пришла идея организовать лабораторию кинотанца в Иркутске?

 

Я всегда хочу делиться тем, что узнала, с Иркутском, потому что тут моя семья, друзья детства и место, где я начала танцевать, Байкал. Это как сходил на хорошее кино, эмоции зашкаливают, и ты рассказываешь друзьям. Так и тут. Мне кажется у нас в Иркутске не так много таких мероприятий проходит, вот в Европе, да даже в Москве или Питере хватает таких лабораторий. Чуть ли не каждую неделю ты можешь погрузиться в какой ни будь интересный процесс. Хотелось бы чтобы и в Иркутске было так же активно, чтобы все проходило на Европейском уровне. Просто побывав в Европе, стало обидно, что у них даже в самой далекой деревне происходят мероприятия столичного уровня, а у нас пока все концентрируется в больших городах.

 

 

Что будет в рамках Лаборатории кинотанца в Иркутске?

 

Это будет десяти дневное погружение в кинотанец. В Лаборатории могут принять участие как представители кино (режиссеры, операторы, сценаристы, видеомонтажеры, художники, звукорежиссеры, композиторы, актеры пластических театров, дизайнеры, сценографы, как любители кино, так и профессионалы), так и представители танцевального искусства (хореографы, режиссеры пластических театров, танцоры, актёры занимающиеся пластическим театром, просто люди которым интересна тема танца, любители и профессионалы).

В первые два дня в рамках лаборатории будут показаны фильмы этого жанра, пройдут открытые дискуссии и анализ работ. Мы пригласили специалистов из сферы киноискусства и танцевального искусства, которые проведут мастер классы для участников лаборатории.

На третий день, любой из участников лаборатории представит свои идеи кино-танцев, танцоры и актёры покажут своё мастерство. Наставники выберут лучшие идеи, которые нужно будет реализовать за оставшиеся дни. При помощи жребия участников лаборатории разделят по командам, после этого каждая команда будет работать над выбранной идеей. Это определение сценарного плана, выбор локаций в городе, создание хореографии, съемки и монтаж. На протяжении съёмок рядом с участниками всегда будут находится наставники-профессионалы, которые помогут при осуществлении идей. В заключении, кино-танцы каждой команды будут показаны на торжественном закрытии лаборатории в галерее Бронштейна. Лучшая работа сделанная в рамках лаборатории отправится на фестиваль физического кино в Рейкьявик и фестиваль dance film в Брюссель.

 

Настя, кинотанец – это искусство ради искусства или с помощью кинотанца можно обращать внимание общества на социальные проблемы или проблемы экзистенциального характера?


Кино-танец может быть разным, как искусство ради искусства, так и творческий инструмент, с помощью которого можно говорить о проблемах разного характера. Мне кажется с помощью любого искусства можно говорить о любых проблемах. Все зависит от художника, что и как он делает. А кино-танец - это два в одном, это и кино, и танец. С помощью кино можно говорить о проблемах общества? С помощью танца? Тут и вывод о кинотанце.