29 апреля 1917 года родилась Майя Дерен, легендарный режиссер-авангардист. Лаборатория КИНО-ТАНЦА ВГИК продолжает рассказывать об основателях этого экспериментального жанра.

«Я была поэтом, я всегда облекала в слова свои зрительные образы. Когда я занялась кино — это было как возвращение домой. Мне больше не нужно было переводить образы в слова. Но кино — это чудесный танец. В кино я могу заставить мир танцевать» (Майя Дерен)

 

 

Майя Дерен появилась на свет под именем Элеонора Деренковская в Киеве 29 апреля 1917 года Родители назвали дочь в честь популярной итальянской актрисы Элеоноры Дузе, однако в 1943 году она взяла себе имя Майя Дерен. Майя – в честь индейского племени, а Дерен – сокращенный вариант ее фамилии.

 

С приходом к власти большевиков в Киеве начался настоящий террор, и родители, прихватив с собой пятилетнюю дочь, сбежали в Америку в город Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Здесь девочка пошла в школу, а затем поступила в Нью-Йоркский Университет, где изучала политологию. 


 

В Голливуде того времени было много выходцев из Европы, которые сбежали в Америку от военного кошмара. Здесь в 1942 году Дерен и познакомилась с чешским художником-авангардистом Александром Хакеншмидом, известным под псевдонимом Хаммид. Он был оператором, она – идеологом, мотором и главным действующим лицом.

 

 

Широкую известность Майи Дерен принес фильм «Полуденные сети» (1943), представляющий собой 13-минутный поток образов, похожих на серию сюрреалистических фотографий. В то время такое кино было новаторским и вызывало удивление. Однако на фестивале в Каннах, куда Майя приехала в 1947 году, «Полуденные сети» произвели настоящий фурор и были удостоены Международного приза за экспериментальное кино.

 

 

Волна эмиграции европейской интеллигенции в предвоенные годы принесла в Америку то европейское мышление, которое Голливуду было глубоко чуждо.


 

Майя Дерен – женщина, которая привнесла в американский кинематограф любовь к другим видам искусства, другому поэтическому подходу, далекому от натурализма жизни и от традиционной повествовательности - и в первую очередь связанного с таким искусством, как балет.

 

 

Алла Ковган, кинорежиссер, который развивает в России жанр кинотанца пишет: «Ни режиссеры, ни танцоры, ни художники долгое время не задумывались о кинотанце как об отдельном жанре. Пока не появилась Майя Дерен. Было это в первой половине 1940-х годов... В 1943 году Майя написала статью о хореографии для камеры и сняла двухминутный фильм A Study In Choreography for the Camera («Изучение хореографии для камеры»), который статью иллюстрировал.


Она писала о необходимости поиска золотой середины, о том, что жанр кинотанца рождается при слиянии двух искусств. Говорила о том, что когда хореографы работают в кино, им надо забыть о сцене и полностью погрузиться в мир кинематографа, ибо кино оперирует в другом пространстве и в другом времени.»(ссылка на статью Аллы Ковган: - http://oteatre.info/kogda-kino-tantsuet/)


 

Майя Дерен быстро поняла, чем на самом деле является Голливуд. Она не раз критиковала режиссеров за то, что они снимают кино ради привлечения зрителей и материальной выгоды. Можно сказать, Дерен была одним из первых независимых режиссеров Америки. 


 

Майя Дерен умерла 13 октября 1961 года, в возрасте 44 лет Ее прах развеяли в Японии над горой Фудзи. Творческий почерк Дерен предвосхитил кинематограф американского андеграунда и оказал влияние на многих режиссеров экспериментального кино. Ее самым известным учеником и последователем стал режиссер Дэвид Линч.

В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.


Лаборатория КИНО-ТАНЦА ВГИК начнет свою работу 24 мая и продолжится до 2 июня. Участников ждут мастер класс по современному танцу, а также истории и режиссуре кино-танца.
По ссылке вы можете комфортно заполнить заявку на участие и готовится создавать свой кинотанец!